Банки не имеют права разглашать информацию о своих клиентах и об их операциях. Но есть исключения, и среди них — передача сведений налоговикам. Мы проанализировали, как в 2021 году расширился доступ налоговиков к банковской тайне и какие изменения в этой области ещё ждут бизнесменов.
ФНС и банковская тайна: что изменилось в 2021 году и чего ждать |
Что могут запрашивать налоговики у банков после 17 марта 2021 года?
Банки обязаны по умолчанию передавать в ИФНС информацию об открытии и закрытии счетов, депозитов и электронных кошельков.
Также по запросу налоговиков банки должны предоставлять им сведения об остатках средств и движении по счетам или электронным кошелькам.
С 17 марта 2021 года ко всему этому у кредитных организаций появились новые обязанности. Теперь банки должны по запросу налоговиков направлять им информацию о лицах, которые фактически управляют счётом:
- Копии паспортов.
- Копии доверенностей, если право распоряжаться счётом получил кто-либо, кроме самого руководителя компании или индивидуального предпринимателя.
- Копии документов, связанные с расчётным обслуживанием: договор банковского счёта, договор по работе в системе «клиент-банк» и т.п.
- Информацию, которую клиент предоставляет при открытии счёта. Кроме того, банки перед открытием счёта обычно просят клиента заполнить анкету с общей информацией о бизнесе: виды деятельности, обороты, основные контрагенты и т.п.
- Карточки с образцами подписей и печати.
- Сведения о бенефициарных владельцах, т.е. лицах которые владеют не менее 25% капитала компании, либо могут контролировать бизнес.
- Сведения о выгодоприобретателях, т.е. обо всех лицах, которые получают доход от бизнеса.
- Сведения о представителях владельца счёта.
- Если налоговики проводят проверку самого владельца счёта.
- Если требуется получить информацию о других проверяемых налогоплательщиках.
Что даёт налоговикам расширенный доступ к банковской тайне?
Теперь они могут увидеть, кто реально контролирует счета бизнесмена, даёт распоряжения об оплате и получает выгоду от проводимых операций. Так инспекторам проще выявить незаконные схемы ухода от налогов и доказать связь между различными юридическими и физическими лицами.
Эти новшества направлены на борьбу с фирмами-однодневками и незаконным обналичиванием денег. Именно в этой сфере широко используются цепочки из нескольких владельцев, подставные руководители, получение наличных по доверенности и т.п.
Для законопослушных бизнесменов принципиально ничего не изменилось. Если налоговики узнают, что кроме директора проводить операции и снимать деньги может и ваш главбух по доверенности — вам это никак не навредит.
Неограниченного доступа к банковской тайне у налоговиков пока нет. Получить информацию они по-прежнему могут только если в отношении бизнесмена или его контрагентов проводится налоговая проверка или другие контрольные мероприятия.
Но скоро всё может измениться.
Что планируют законодатели?
Минфин подготовил законопроект, который предусматривает фактически неограниченный доступ налоговиков к банковской тайне.
Сейчас в рамках банковского надзора Центробанк имеет право запрашивать у кредитных организаций любую информацию об их деятельности, в том числе и об операциях клиентов.
Если законопроект примут, налоговики смогут получать от ЦБ РФ сведения, составляющие банковскую тайну и персональные данных физических лиц. Конкретный перечень передаваемых данных и порядок обмена информацией будут установлены соглашением между Центробанком и ФНС.
В законопроекте ничего не сказано о том, что ФНС сможет запрашивать информацию только в рамках налоговой проверки, нет и других ограничений. Если в тексте ничего не поменяют, это будет значить, что налоговики смогут получать в Центробанке любую информацию, составляющую банковскую тайну, когда им это нужно.
По состоянию на август 2021 года законопроект находится на этапе оценки регулирующего воздействия, т.е. возможных социально-экономических последствий. Когда его передадут в Госдуму — пока неизвестно.
Эксперты оценивают законопроект неоднозначно.
С одной стороны, он соответствует тренду на повышение собираемости налогов и в целом — на цифровизацию государственного управления. Снизится нагрузка на банки, ведь налоговики будут получать значительную информации не от них, а напрямую из ЦБ РФ.
Но упрощение доступа контролирующих органов к конфиденциальной информации может повлечь и отрицательные последствия, например, утечку данных.
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
Результат придёт туда же. Электронную подпись всем пользователям мы помогаем оформлять бесплатно.
Комментарии
Отправить комментарий