С июля в кадровой работе произошли значительные изменения. Они затронули не только вопросы, связанные с новыми видами проверок ГИТ. Появились новые механизмы работы бизнеса с порталом «Работа в России» и дополнительные требования к работодателям в связи с расширением функционала этой платформы.
Обзор изменений в трудовом законодательстве: СЗВ-ТД, трудовая книжка, проверки. |
В сентябре начнут действовать новые правила ведения бумажных трудовых книжек. И их будет много.
Но обо всем по порядку.
Внедрен механизм досудебного обжалования решений трудинспекции.
Такая возможность стала доступна с 1 июля 2021 года. Теперь недовольный решением инспектора работодатель может воспользоваться сервисом «Досудебное обжалование решений надзорных органов» для отправки жалобы.
С 1 августа 2021 года применяется новая форма СЗВ-ТД.
До 16 августа работодатели должны были отправить в ПФР сведения на работников, у которых в июле 2021 года произошли какие-либо кадровые мероприятия: перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, переименование организации, запрет занимать должность и др.
При приеме на работу и увольнении сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа.
Что изменилось в СЗВ-ТД?
Новая форма утверждена Постановлением Правления ПФР от 27.10.2020 № 769п.
- Появилась новая графа «Работа в районах Крайнего Севера/Работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Чтобы ее заполнить, нужно отметить коды территориальных условий работы: РКС — работа в районах Крайнего Севера; МКС — работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
- Исключен раздел «Отчетный период».
- Форма пополнилась разделом для внесения сведений о работодателе – правопредшественнике, правопреемником которого является отчитывающаяся организация. Раздел нужно заполнить, если организации – правопреемнику необходимо уточнить сведения о трудовой деятельности, которые ранее представляла организация – правопредшественник.
- Скорректированы правила заполнения графы «Код выполняемой функции». Из наименования исключается условие «при наличии». С 1 августа эта графа заполняется всеми работодателями в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ).
Ранее требование указывать код выполняемой функции распространялось только на тех работодателей, которые применяли профессиональные стандарты должностей.
Отчитывайтесь в ПФР по новой форме СЗВ‑ТД. |
Отчитывайтесь в ПФР по новой форме СЗВ‑ТД.
База вакансий «Работа в России» преобразована в единую цифровую платформу.
Назначение этой платформы — предоставление госуслуг в сфере содействия занятости населения. Уже сейчас соискатели и работодатели могут через нее взаимодействовать со службами занятости.
Позже, с 1 января 2022 года, у работодателей, имеющих в штате более 25 работников, появится новая обязанность — размещать на сайте «Работа в России» информацию о вакансиях.
Уже с 1 июля 2021 года вносятся изменения в регламент взаимоотношений работодателя и ЦЗН в ситуации, когда последняя направляет трудоустраиваться в компанию безработного гражданина.
Теперь при приеме на работу соискателя от ЦЗН работодатель обязан в течение 5 дней уведомить центр о приеме гражданина на работу или об отказе. Делать это нужно через платформу «Работа в России».
Ранее соискатель от ЦЗН обращался в компанию с бумажным направлением, которое заполнял работодатель. Изменения фактически цифровизировали взаимодействие бизнеса с органами занятости по вопросам, связанным с безработными.
В этом новшестве, которое подразумевает очевидные удобства, скрыты и определенные риски для бизнеса. Теперь компания не сможет просто так отказать кандидату из ЦЗН по причине того, что вакансия якобы «уже закрыта». Если в реальности вакансия остается незанятой и никакой информации в ПФР о приеме на работу на эту вакансию не подавались, то могут возникнуть проблемы в виде внеплановой проверки или предписания об устранении нарушения.
Теперь, когда сведения будут вноситься онлайн, то сразу же станут заметны несоответствия: вы отказываете кандидатам, но при этом у вас остаются открыты вакансии — как так? Поданная в электронном виде информация может автоматически сверяться с тем, что есть, и на основании этого будут делаться определенные выводы.
Усилится контроль за приемом на работу инвалидов.
Предметом контроля станет то, как работодатели осуществляют прием на работу инвалидов в пределах установленной квоты для трудоустройства такой категории граждан.
Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ внес поправки в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1, согласно которым квота считается выполненной, если работодатель фактически оформил трудовые отношения с инвалидом. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Квота вводится субъектом РФ и должна составлять:
- до 3 % от среднесписочной численности — если численность сотрудников от 35 до 100;
- от 2 % до 4 % от среднесписочной численности — если численность сотрудников больше 100.
С 1 сентября 2021 года меняется порядок ведения бумажных трудовых книжек.
Новые правила установлены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.05.2021 № 320н и будут действовать до 1 сентября 2027 года.
Изменений много: они касаются бланка трудовой книжки и вкладыша, формата записи, срока для внесения записей, особенностей заполнения трудовых книжек совместителям, сроков выдачи на руки работнику трудовой книжки, подписи работника под записью об увольнении и других вопросов.
Приведем лишь некоторые из них:
- Запись об увольнении теперь заверяется только подписью и печатью работодателя. Подпись самого работника больше не нужна.
- Записи в книжку можно вносить с помощью оттиска штампа. По-прежнему допускается делать записи ручкой.
- По желанию совместителя записи в его трудовую вносит основной работодатель, для этого нужно предоставить подтверждение о совместительстве. Если к основному работодателю обратиться невозможно, то запись может внести работодатель по месту совместительства.
- Начинает действовать новый бланк трудовой книжки и вкладыша.
- В случае увольнения запись в трудовую вносится в последний рабочий день. На внесение записей по другим кадровым событиям дается 5 рабочих дней.
Работа с электронными трудовыми: приказы для оформления кадровых мероприятий, формы СЗВ-ТД и СТД-Р.
С 1 июля 2021 года действуют новые правила проверок ГИТ.
Правила утверждены Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Предусмотрены механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок. Также введены новые формы контроля: выборочная проверка, инспекционный визит, документарная проверка, рейдовый осмотр и др.
Все проверки и все действия контроллеров фиксируются в специальных информационных ресурсах.
При проверке инспектор вправе запросить только те документы и информацию, которые непосредственно относятся к предмету проверки.
Плановые проверки проводятся на основе чек-листов.
Комментарии
Отправить комментарий