Убытки на УСН: как платить и считать налог.

 По итогам года  предприниматель на УСН может получить убыток, т.е. сумма произведённых за год расходов окажется больше, чем сумма полученных доходов. 

Такое может случиться, если, например, бизнес только начинается, и учредители вкладывает в его развитие собственные средства или средства от полученного кредита, не получая пока достаточной отдачи в виде доходов. И тогда встает вопрос о том, как платить налог. Некоторые считают, что если прибыли нет, то уплаты налога можно избежать. Объясняем на примере, почему это мнение ошибочно.

Убытки на УСН: как платить и считать налог.
Убытки на УСН: как платить и считать налог.

При УСН «доходы» расходы не учитываются, но на УСН «доходы минус расходы» расходы учитывать можно и нужно. Вроде как, когда расходов больше, чем доходов, кажется что налоговая база равна нулю и, соответственно, налог тоже равен нулю. На самом деле даже в таком случае вы должны заплатить так называемый минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Он считается как 1 % от всех налогооблагаемых доходов без учета расходов. Минимальный налог рассчитывается только по итогам года.

Авансовые платежи в течение года тоже могут быть равны нулю, и вам не нужно будет их платить.

Пример расчетов налога УСН при убытках.

В I квартале расходы составили 50 000 руб., а доходы – 0. Следовательно, по итогам I квартала авансовый платеж платить не надо.

Во II квартале заработано 60 000 руб., но потрачено еще 20 000 руб. Посчитаем авансовый платеж: для этого нужно взять доходы с начала года и вычесть из них все расходы с начала года: (60 000 – 50 000 – 20 000) х 0,15 = 0. Получается, бизнес снова в минусе, и авансовый платеж платить не нужно.

В III квартале заработано 100 000 руб., потрачено еще 20 000 руб. Считаем авансовый платеж: (60 000 + 100 000 – 50 000 – 20 000 – 20 000) х 0,15 = 70 х 0,15 = 10 500 руб. Налоговая база – 70 000 руб. С этой прибыли придется заплатить авансовый платеж в размере 10 500 руб.

В IV квартале потрачено 100 000 руб., а заработано только 20 000 руб.

Считаем доходы с начала года: (60 000 + 100 000 + 20 000 – 50 000 – 20 000 – 20 000 – 100 000) х 0,15 = -10 000 х 0,15. По итогам становится понятно, что нужно заплатить минимальный налог. Государство просит это делать в конце года, когда становится ясно, что бизнес весь год был убыточен.

Для подсчета минимального налога нужно взять все доходы и умножить их на 1 %. В нашем случае: 180 000 х 0,01 = 1 800 руб.

Получается, что в течение года бизнес переплатил налог. По итогам года от него ждут 1 800 руб., а он заплатил 10 500 руб.

Онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО на УСН и патенте. Поможет справиться с учётом, отправит документы контрагенту


Как быть, если убытка нет, но прибыль маленький.

Допустим, вы заработали за год 800 000 руб., а потратили 750 000 руб.

Сумма налога по обычным правилам составит: (800 000 – 750 000) х 0,15 = 7 500 руб.

Сумма минимального налога будет равна: 800 000 х 0,15 = 8 000 руб.

Но заплатить придется сумму 8 000 руб. На УСН всегда сравнивают обычный налог с минимальным и платят тот, что больше.

Что учесть в расходах?

Если бизнес зафиксировал убыток и платит минимальный налог, он может по итогам убыточного года учесть этот налог в расходах. При этом оплату обычного налога УСН в расходах учитывать нельзя.

Если бизнес пребывает в «пограничной» ситуации, когда убытка нет, но прибыль очень маленькая и приходится платить минимальный налог, в расходах можно учесть не сам минимальный налог, а разницу между минимальным и обычным налогом. В описанном примере эта разница составит всего 500 руб.  

Наконец, в расходах можно учесть сам убыток. В нашем примере убыток составил 10 000 руб. Допустим, это был убыток за 2021 год. Следовательно, при расчете налога за 2022 год этот убыток можно будет учесть в расходах. По итогам 2022 года можно будет учесть в расходах и минимальный налог. Таким образом, в описанном примере налоговую базу уменьшит сумма 11 800 руб. (10 000 + 1 800).


Комментарии