По итогам года предприниматель на УСН может получить убыток, т.е. сумма произведённых за год расходов окажется больше, чем сумма полученных доходов.
Такое может случиться, если, например, бизнес только начинается, и учредители вкладывает в его развитие собственные средства или средства от полученного кредита, не получая пока достаточной отдачи в виде доходов. И тогда встает вопрос о том, как платить налог. Некоторые считают, что если прибыли нет, то уплаты налога можно избежать. Объясняем на примере, почему это мнение ошибочно.
Убытки на УСН: как платить и считать налог. |
При УСН «доходы» расходы не учитываются, но на УСН «доходы минус расходы» расходы учитывать можно и нужно. Вроде как, когда расходов больше, чем доходов, кажется что налоговая база равна нулю и, соответственно, налог тоже равен нулю. На самом деле даже в таком случае вы должны заплатить так называемый минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Он считается как 1 % от всех налогооблагаемых доходов без учета расходов. Минимальный налог рассчитывается только по итогам года.
Авансовые платежи в течение года тоже могут быть равны нулю, и вам не нужно будет их платить.
Пример расчетов налога УСН при убытках.
В I квартале расходы составили 50 000 руб., а доходы – 0. Следовательно, по итогам I квартала авансовый платеж платить не надо.
Во II квартале заработано 60 000 руб., но потрачено еще 20 000 руб. Посчитаем авансовый платеж: для этого нужно взять доходы с начала года и вычесть из них все расходы с начала года: (60 000 – 50 000 – 20 000) х 0,15 = 0. Получается, бизнес снова в минусе, и авансовый платеж платить не нужно.
В III квартале заработано 100 000 руб., потрачено еще 20 000 руб. Считаем авансовый платеж: (60 000 + 100 000 – 50 000 – 20 000 – 20 000) х 0,15 = 70 х 0,15 = 10 500 руб. Налоговая база – 70 000 руб. С этой прибыли придется заплатить авансовый платеж в размере 10 500 руб.
В IV квартале потрачено 100 000 руб., а заработано только 20 000 руб.
Считаем доходы с начала года: (60 000 + 100 000 + 20 000 – 50 000 – 20 000 – 20 000 – 100 000) х 0,15 = -10 000 х 0,15. По итогам становится понятно, что нужно заплатить минимальный налог. Государство просит это делать в конце года, когда становится ясно, что бизнес весь год был убыточен.
Для подсчета минимального налога нужно взять все доходы и умножить их на 1 %. В нашем случае: 180 000 х 0,01 = 1 800 руб.
Получается, что в течение года бизнес переплатил налог. По итогам года от него ждут 1 800 руб., а он заплатил 10 500 руб.
Как быть, если убытка нет, но прибыль маленький.
Допустим, вы заработали за год 800 000 руб., а потратили 750 000 руб.
Сумма налога по обычным правилам составит: (800 000 – 750 000) х 0,15 = 7 500 руб.
Сумма минимального налога будет равна: 800 000 х 0,15 = 8 000 руб.
Но заплатить придется сумму 8 000 руб. На УСН всегда сравнивают обычный налог с минимальным и платят тот, что больше.
Что учесть в расходах?
Если бизнес зафиксировал убыток и платит минимальный налог, он может по итогам убыточного года учесть этот налог в расходах. При этом оплату обычного налога УСН в расходах учитывать нельзя.
Если бизнес пребывает в «пограничной» ситуации, когда убытка нет, но прибыль очень маленькая и приходится платить минимальный налог, в расходах можно учесть не сам минимальный налог, а разницу между минимальным и обычным налогом. В описанном примере эта разница составит всего 500 руб.
Наконец, в расходах можно учесть сам убыток. В нашем примере убыток составил 10 000 руб. Допустим, это был убыток за 2021 год. Следовательно, при расчете налога за 2022 год этот убыток можно будет учесть в расходах. По итогам 2022 года можно будет учесть в расходах и минимальный налог. Таким образом, в описанном примере налоговую базу уменьшит сумма 11 800 руб. (10 000 + 1 800).
Комментарии
Отправить комментарий