Учёт и расчёт налогов при работе с маркетплейсами.

 В 2021 году онлайн-торговля стала одним из наиболее популярных видов розничного бизнеса. При этом популярность продаж через маркетплейсы за последние годы максимально набрала обороты. Для продавца основное преимущество маркетплейса — возможность получить доступ к миллионам потенциальных покупателей без астрономических затрат на продвижение. И перед тем как выйти на площадку, логичный вопрос, который может задать продавец: "А как обстоит дело с налогами?" В статье рассмотрим основные системы налогообложения для работы в маркетплейсах, а также расскажем об особенностях учета и расчета налогов.



Учёт и расчёт налогов при работе с маркетплейсами.
Учёт и расчёт налогов при работе с маркетплейсами.

Какую систему налогообложения выбрать для маркетплейса.

Маркетплейс — это посредник, предлагающий либо просто электронную площадку, на которой каждый продавец получает платежи и осуществляет доставку (например, сайт Авито); либо сам маркетплейс выступает как продавец, получает платежи и доставляет товар, упрощая процесс продажи для остальных участников процесса. В обоих случаях на каком-то из этапов взаимодействия маркетплейс получает вознаграждение — оно либо сразу удерживается из суммы, пришедшей в качестве оплаты товара, либо затем перечисляется продавцом на счет магазина.
В зависимости от формы взаимодействия деятельность магазина будет квалифицироваться либо как услуги информационного посредника, либо деятельность по агентскому договору. От этого будут зависеть все процессы функционирования магазина, уровень доходов и объем ответственности. Все эти особенности стоит учесть и при выборе системы налогообложения.
После того как вы определились что открыть ООО или ИП, необходимо выбрать систему налогообложения. Предприниматели сами выбирают систему налогообложения, на которой наиболее выгодно вести свой бизнес. Мы рассмотрим только две системы ОСН и УСН, остальные не подходят для работы с маркетплейсами по различным причинам.
В интернет-бухгалтерии «Моё дело» разработан удобный функционал для торговли на маркетплейсах для организаций и предпринимателей, который включает:
  • учёт по агентской схеме;
  • контроль остатков на складах;
  • распознавание отчётов посредника.

Общая система налогообложения ОСН (ОСНО).

На ОСН необходимо платить три налога:
  • НДС -20%, 10%, 0% ;
  • Налог на прибыль 20% ;
  • и налог на имущество.
ОСН применяется по умолчанию, если во время регистрации не подать заявление о переходе на другой режим налогообложения. ОСН подходит, если:
• собираетесь работать с юр. лицами, для которых важно применять вычет по НДС, чтобы экономить на налогах;
• будут обороты более 150 млн в год и больше 100 работников;
• собираетесь заниматься бизнесом, для которого нельзя применять другие системы налогообложения.
Вайлдберриз, OZON и другие маркетплейсы являются плательщиками НДС, но работают на агентских договорах (договорах комиссии) и платят НДС от своего вознаграждения, а не от стоимости проданных товаров. Поэтому им все равно ОСН у вас или УСН.
Пример 1. ООО «Астра» применяет ОСНО. Компания приобрела товар стоимостью 50 000 руб. с НДС и реализовала его через маркетплейс за 110 000 руб. с НДС. Маркетплейс удержал комиссию 10%, то есть 11 000 руб. Рассчитаем общую налоговую нагрузку на ООО «Астра».
Определим итоговую сумму НДС для уплаты в бюджет:
  • Начисленный НДС с реализации составит:
НДСн = 110 000 руб. / 120 % х 20 % = 18 333 руб.
НДС к возмещению со стоимости приобретенного товара:
НДСз = 50 000 руб. / 120 % х 20 % = 8 333 руб.
НДС к возмещению с комиссии маркетплейса:
НДСк = 11 000 / 120 % х 20 % = 1 833 руб.
Итого НДС к уплате в бюджет:
НДСу = НДСн - НДСз - НДСк = 18 333 руб. – 8 333 руб. – 1 833 руб. = 8 167 руб.
  • Рассчитаем налог на прибыль, который подлежит перечислению в бюджет:
Выручка без НДС для расчета налога на прибыль:
ВР = 110 000 руб. – 18 333 руб. = 91 667 руб.
Стоимость приобретенного товара без НДС:
З = 50 000 руб. – 8 333 руб. = 41 667 руб.
Комиссия маркетплейса без НДС:
К = 11 000 руб. – 1 833 руб. = 9 167 руб.
Налоговая база для исчисления налога на прибыль составит:
НБ = ВР - З - К = 91 667 руб. – 41 667 руб. – 9 167 руб. = 40 833 руб.
Налог на прибыль необходимо, который подлежит уплате в бюджет, составит:
НПу = 40 833 руб. х 20 % = 8 167 руб.
Таким образом, общая налоговая нагрузка для ООО «Астра» при ОСНО составит:
ОНН = НДСу + НПу = 8 167 руб. + 8 167 руб. = 16 334 руб.
Для предпринимателя расчет общей налоговой нагрузки сильно не отличается. Разница состоит только в том, что он не перечисляет налог на прибыль по ставке 20%, а уплачивает НДФЛ по ставке 13 %.
Таким образом, общая налоговая нагрузка предпринимателя составит:
ОННип = НДС + НДФЛ = 8 167 руб. + (40 833 руб. х 13 %) = 13 475 руб.

Упрощенная система налогообложения (УСН).

Самая популярная среди малого и среднего бизнеса система с небольшой налоговой нагрузкой и более простым ведением учёта и отчётности. На УСН предприниматель платит 1 налог, а не 3, как на ОСНО. Есть УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы. Перейти на упрощенку можно одновременно с регистрацией ИП или подать заявку на переход до 31 декабря текущего года
УСН Доходы - cамый простой вариант для малого бизнеса. Вы просто платите 6% со всех доходов, которые получаете от клиентов. На этом режиме не учитываются затраты, поэтому этот вариант подойдёт, если расходы на бизнес небольшие. На этой системе можно уменьшить авансовые платежи по единому налогу за счёт перечисленных в этом же квартале страховых взносов. Работодатели могут уменьшить единый налог до 50%. Помимо этого, если доход за год превышает 300 тыс., предприниматель обязан уплатить на ОПС еще дополнительно 1% с суммы дохода, превышающего этот предел. Т.е. если ваш доход за год составил 500 000 , значит помимо фиксированных взносов, необходимо будет заплатить дополнительный взнос ОПС 2 000 ?: (500 000 — 300 000) х 1% = 2 000 Взносы платятся независимо от того есть у вас доход или нет! А на ООО в случае отсутствия деятельности никакие взносы платить не нужно. Только не забудьте отправлять в налоговую нулевые отчеты и написать заявление на отпуск за свой счет, на этот срок.

Управляйте продажами легко.

Расскажем, как автоматизировать и развивать бизнес.

УСН Доходы минус расходы Налог рассчитывается от разницы между доходами и расходами. Если расходы по отношению к доходам больше 60%, скорее всего, выгоднее будет выбрать этот режим. Стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы — 15%. Но в некоторых регионах действуют пониженные ставки, например, в Свердловской области на все виды деятельности — 7%. Расходы при таком режиме должны попадать под ваш вид деятельности. Товары должны быть проданы, а оплаты переведены поставщику. И всё это нужно подтверждать документами. Это может быть товарная накладная, акт об оказании услуг, товарный чек или УПД. Если документов не будет — расходы не будут учитываться при расчёте налога. На УСН «Доходы минус расходы» налоговая база может уменьшаться до 1%.
Пример 2. Для определения общей налоговой нагрузки при упрощенке возьмем условия из примера 1.
  • Если продавец применяет УСН «Доходы», то налог к уплате составит:
УСНд = 110 000 руб. х 6 % = 6 600 руб.
  • 2. Если продавец применяет УСН «Доходы минус расходы», то тогда налог к уплате составит:
УСНдр = (110 000 руб. – 50 000 руб. – 11 000 руб.) х 15 % = 7 350 руб.
Чтобы определить, какая система все же подходит именно вашему бизнесу воспользуйтесь калькулятором на сайте nalog.ru
Итак давайте подведем итоги: Если вы планируете работать с маркетплейсами, но до оборота 150 млн руб в год вам еще далеко, то применяйте Упрощенку Если у вас расходов по отношению к доходам больше 60-70%, то выбирайте Доходы минус расходы.
Если Доходов больше 60% по отношению к расходам, то выбирайте Доходы 6%.

Изучайте целевую аудиторию и думайте о том, как увеличить прибыль, а Эльба разберется в вашей бухгалтерии.

Попробовать бесплатно

А что самозанятые?

Самозанятые обходятся без бухгалтерии и платят меньше налогов — 4 % за продажу физлицам — но есть и ограничения. Можно торговать только товарами собственного производства, перепродавать изделия от поставщика противозаконно. Также самозанятые не могут нанимать сотрудников и имеют лимит по обороту — 2,4 млн руб. в год. При нарушении этих условий налоговая может снять самозанятого с учета. Это приведет к расторжению договора с маркетплейсом и оплате налога по большей ставке — 13 % на все совершенные продажи.
Перед регистрацией нужно определиться, чем вы хотите торговать, планируете ли нанимать сотрудников и какой планируете оборот. Если производство и продажи будут расти, лучше своевременно перейти с самозанятости на ИП.
Для регистрации самозанятых на Wildberries и на AliExpress нужны только ИНН и контактные данные — адрес и телефон. После каждой продажи самозанятые должны выдавать чеки из приложения «Мой налог». Например, на Wildberries чеки можно выдавать в личном кабинете маркетплейса: покупатели получат их при покупке, а система отправит их в налоговую.
Документооборот с самозанятыми и физлицами. Отправить заявку.

Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору.

При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у бизнесмена будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».
Пример 1: Продавец и маркетплейс используют общую налоговую систему (ОСНО), цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 60 рублей с НДС, комиссия маркетплейса — 10%.
ДТ 45 — КТ 41 (50 руб.) — товар передан маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС.
ДТ 62 — КТ 90 (120 руб.) — начислена выручка от реализации товара на основании отчёта маркетплейса.
ДТ 90 — КТ 45 (50 руб.) — списана себестоимость проданного товара без НДС.
ДТ 90 — КТ 68 (20 руб.) — начислен НДС, так как продавец использует ОСНО.
Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество удобно вести через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:
  • 76.1 — «Расчёты с агентом за товары».
  • 76.2 — «Расчёты с агентом по вознаграждению».
Тогда проводки в нашем примере будут такими:
ДТ 76.1 — КТ 62 (120 руб.) — начислена задолженность агента по перечислению выручки, поступившей от покупателей.
ДТ 51 — КТ 76.1 (120 руб.) — агент перевёл деньги продавцу.
ДТ 20 (26, 44) — КТ 76.2 (10 руб.) — начислено вознаграждение маркетплейса.
ДТ 19 — КТ 76.2 (2 руб.) — входной НДС у продавца с вознаграждения агента.
ДТ 76.2 — КТ 51 (12 руб.) — перечислено вознаграждение агенту.
Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:
ДТ 51 — КТ 76.1 (108 руб.) — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.
ДТ 76.2 — КТ 76.1 (12 руб.) — проведён взаимозачёт.

Комментарии