С 1 июля 2022 года для бизнеса вступают в силу ряд федеральных законов — в частности, в список не облагаемых НДС операций включена реализация исключительных прав, нулевая ставка НДС для туриндустрии. Так же, в России запускают, пока в качестве эксперимента, новый режим налогообложения — автоматизированная УСН. И это не все, обзор всех нововведений с начала месяца в нашей статье.
Какие законы для бизнеса вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Освобождение от НДС операций по предоставлению обеспечительного платежа в денежной форме.
Определены правила исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, совершающими сделки на финансовом рынке с внесением обеспечительного платежа. Его можно внести эмиссионными ценными бумагами российского или иностранного эмитента, инвестиционными паями паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, денежными суммами, выраженными в рублях или иностранной валюте.
Освобождаются от НДС операции по предоставлению обеспечительного платежа в денежной форме или ценными бумагами, осуществляемые по договорам РЕПО и по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, а также по договорам иного вида, объектом которых являются ценные бумаги или иностранная валюта.
Вступит в силу с 1 июля 2022 г. Норма: Пп. «б» п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 16.04.2022 № 96-ФЗ.
Освобождение от НДС операций по реализации прав по договору концессии.
С 1 июля 2022 года новым подп. 26.2 п. 2 ст. 149 НК РФ (закон от 16.04.2022 № 97-ФЗ) в список не облагаемых НДС операций включена реализация исключительных прав:
- на изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау);
- а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии.
Освобождение будет применяться при условии выделения в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за передачу данных исключительных прав.
П. 2 ст. 149 НК РФ — это освобождение, от которого нельзя отказаться.
Нулевая ставка НДС для туриндустрии.
Сейчас в России действует одна из самых высоких в мире ставок НДС для туризма и индустрии гостеприимства – 20%. При этом в гостиничных организациях 100% добавленной стоимости формируется непосредственно в организации, поэтому налоговая нагрузка по уплате НДС становится фактически налогом с оборота. Налоговая нагрузка таким образом превышает 30% от выручки при норме в туристической отрасли менее 10,5%. Такая налоговая нагрузка делает гостиничную отрасль неконкурентоспособной по сравнению с другими отраслями экономики и недостаточно привлекательной для инвесторов.
С 1 июля 2022 года Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ введена ставка 0% для налогоплательщиков, оказывающих услуги:
- предоставление в аренду объектов туриндустрии
Нулевую ставку можно будет применить, если объект введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и числится в реестре объектов туриндустрии.
НДС 0 % будет на протяжении 20 последовательных кварталов, следующих за кварталом, в котором объект введен в эксплуатацию. При этом надо сдать в ИФНС документы о вводе объекта в эксплуатацию и договор об аренде или о пользовании.
- предоставление мест временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
По общему правилу, пониженная ставка применяется до 30 июня 2027 года включительно.
Вместе с тем применение ставки НДС в 0% в отношении дополнительных услуг (услуг прачечной, сауны, фитнеса, автостоянки, трансфера, конференц-зала, бизнес-центра и т.д.), оказываемых в гостиницах и иных средствах размещения, указанной нормой не предусмотрено ( см. НДС с 1 июля 2022 года ).
В связи с этим такие дополнительные услуги подлежат обложению НДС по общей ставке 20%, либо освобождаются от НДС на основании статьи 149 НК РФ.
Изменения в законе «О контрактной системе в сфере закупок».
С 1 июля 2022 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленные, в первую очередь, на полную электронизацию всего закупочного процесса, что позволит получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия:
- заказчики всех уровней (федеральные, государственные, муниципальные) переходят на единый срок оплаты исполненных контрактов. Срок оплаты контракта по конкурентным электронным закупкам, объявленным с 1 июля не должен превышать 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
- устанавливается фиксированный размер неустойки, которую банк должен оплатить заказчику за несвоевременную выплату по независимой гарантии: 0,1% от суммы, которая подлежит уплате. Это условие должно будет включаться в независимую гарантию;
- Правительство РФ наделили правом разработать типовую форму независимой гарантии. Ранее формы независимой гарантии определялись банками самостоятельно, основным требованием к таким гарантиям было соответствие условиям постановления Правительства РФ от 08.11.2013 №1005;
- начнет применяться новый порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, а также новый порядок отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Все действия по одностороннему отказу от исполнения контракта будут осуществляться в электронной форме посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок;
- законодательство в сфере закупок дополнилось обязанностью заказчика направлять сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в контрольный орган в сфере закупок в случае расторжения контракта таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в одностороннем порядке. В случае, если контрольный орган не установит основания для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, информация о таком контрагенте будет включена в реестр недобросовестных поставщиков;
- скорректированы сроки, в которые заказчик направляет сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик направляет обращение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков не позднее двух рабочих дней, следующих за днем, когда вступило в силу решение заказчика или поставщика об одностороннем расторжении или поступило заказчику решение суда о расторжении контракта. Сведения о том, что участник уклонился заключать контракт, направляют в день, когда разместили в Единой информационной системе протокол об уклонении.
Неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ.
С 1 июля 2022 года у заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится возможность приобретать продукцию у малых и средних предпринимателей по принципу «электронного магазина». Такие закупки станут проводиться на электронной площадке – быстро и по упрощенной схеме ( Постановление Правительства от 16.12.2021 № 2323 ).
Новая норма, распространится на все учреждения, руководствующиеся Законом № 223-ФЗ. Ведь с начала этого года все они – вне зависимости от уровня подчинения и масштаба закупочной деятельности – должны осуществлять целевые закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) и выполнять установленные объемы таких закупок (п. 2 Постановления № 1352). Часть продукции, учитываемой в данных объемах, можно будет приобретать в «электронном магазине». По мнению законодателей, этот механизм позволит расширить доступ предпринимателей к закупкам, совершаемым по Закону № 223-ФЗ, а также упростит работу заказчиков (см. Все изменения в 44‑ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля 2022 года).
В «электронном магазине» совершаются закупки, предусмотренные пп. «б» п. 4 Положения № 1352, то есть проводимые с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства (самозанятых). В силу п. 5 Положения № 1352 годовой стоимостный объем договоров, заключенных по результатам названных закупок, должен быть не менее 20% годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам всех закупок. В расчете этой доли станут учитываться и закупки через «электронный магазин».
Однако пользоваться упрощенным механизмом при закупках – это право, а не обязанность заказчика (абз. 1 п. 20(1) Положения № 1352). Если потребности и целесообразности применять данный механизм нет, автономное учреждение может продолжить осуществлять закупки у предпринимателей посредством привычных процедур, прописанных в своем положении о закупке, – конкурентных способов и неконкурентных.
Использование принципов «электронного магазина» предполагает, что закупка осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной ч. 10 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. На это указано в пп. «а» п. 20(1) Положения № 1352.
Перечень площадок утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р – их восемь. На них проводятся все электронные закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) – как закупки стоимостью до 200 млн руб., совершаемые любыми предусмотренными способами на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352, так и закупки стоимостью до 20 млн руб., совершаемые неконкурентным способом с использованием «электронного магазина» (по п. 20(1) Положения № 1352).
По сути, «электронный магазин» – это отдельный сервис электронной площадки, которым может воспользоваться зарегистрированный на ней заказчик.
Чтобы начать пользоваться упрощенной закупочной процедурой, надо внести все поправки и опубликовать положение о закупке в ЕИС до 1 июля 2022 года.
Снизится риск влияния санкций на госзакупки.
Правительство запретит участвовать в госзакупках бизнесу, который попал в реестр недобросовестных поставщиков из-за отказа от контракта со стороны заказчика под санкциями.
Так же, документ вносит изменение в другое правительственное постановление, устанавливающие дополнительные требования к участникам госзакупок. Они устанавливаются только в случае закупок товаров, работ, услуг в сфере культуры и культурного наследия, градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обороны и безопасности государства, использования атомной энергии, здравоохранения, образования, науки.
Новые правила начнут действовать с 1 июля 2022 года: отслеживать поставщиков будет на этапе размещения контракта. В перечне обязательных требований к поставщикам будет пункт об отсутствии информации о них в реестре недобросовестных из-за отказа от исполнения обязательств заказчика под санкциями.
По планам правительства, это решение поможет снизить риск неисполнения госконтрактов. Претендовать на госконтракты смогут только те компании, которые гарантированно готовы выполнить условия тендера.
Стоит отметить, что в марте правительство РФ приняло постановление, согласно которому подрядчиков по госконтрактам не должны включать в РНП за неисполнение ими своих обязательств по контрактам из-за санкций. В частности, этот документ дополнил правила ведения РНП положением, по которому Федеральная антимонопольная служба будет принимать решение об отказе во включении информации о поставщике в реестр, если такой поставщик предоставит информацию, что он не смог исполнить свои обязательства по госконтракту в связи с введением политических или экономических санкций, ограничительных мер в отношении России, российских компаний или граждан РФ.
Единый налоговый платеж (ЕНП).
С 1 июля 2022 года компании и ИП, которые подали в налоговую соответствующее уведомление до 4 мая, смогут применять единый налоговый платеж ( п. 3 ст. 1 Федерального закона № 379-ФЗ от 29 ноября 2021 ). Это платеж который налогоплательщик перечисляет на единый счет в федеральном казначействе, а ФНС сама распределяет сумму в следующем порядке:
- Сначала погасит недоимки.
- Затем налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы.
- Потом спишет пени, проценты и штрафы.
Пока ЕНП — это только эксперимент, обязанности по переходу на такой механизм расчета нет. Однако налоговая возлагает большие надежды на данное новаторское решение и подчеркивает все достоинства которые сводятся к следующим основным моментам:
- значительное сокращение ошибок при заполнении налоговых платежных поручений (теперь только одни реквизиты для всех платежей);
- возможность «кидать» суммы между разными видами обязательств без бумажной волокиты;
- снижение нагрузки на информационные системы государства и максимальное упрощение расчетов с бюджетом.
Сумма, перечисленная единым налоговым платежом, распределяется не просто так, а на основании деклараций и расчетов, которые сдают организации или предприниматели.
ЕНП не освобождает налогоплательщиков от исчисления налогов и сдачи отчетности. Кроме того, нужно будет направлять в ИФНС специальное уведомление об исчисленных суммах платежей в бюджет.
Новый рисковый подход к клиентам банков.
С июля 2022 года клиентов банков распределят по группам. Критерием отбора будет степень риска совершения подозрительных операций.
Операции, предположительно совершаемые в целях легализации доходов, которые были получены преступным путем, определены в законе как подозрительные.
Оценка будет двухуровневая: изначально ее проведут обслуживающие банки, а затем Центробанк.
Четкий порядок проведения оценки риска в законе еще не закреплен, но известно что ЦБ учтет сведения о видах и характере деятельности клиентов, операциях по счетам оцениваемых, их учредителях, участниках и руководителях, аффилированности с другими компаниями или ИП и прочее.
На работе бизнеса отнесенного к группе с низким уровнем риска данное новшество практически не отразится. Для компаний и ИП из группы со средним и высоким уровнем риска банк может:
- отказать в заключении договора банковского счета;
- не допустить проведение подозрительной операции;
- расторгнуть договор банковского счета, если в за календарный год клиенту отказывали два и более раза в совершении подозрительных операций.
Бизнесу, которому присвоен высокий риск всеми звеньями двухуровневой банковской системы, предстоит столкнуться и серьезными ограничениями:
- невозможность проведения большинства операций со своими средствами (только обязательные платежи в бюджет, расчеты с работниками и некоторое другие);
- отказ банка в снятии остатка со счета при расторжении договора.
- запрет на зачисление на счет наличных.
С 01.10.2022 года организации (ИП) с высоким уровнем риска смогут принудительно исключить из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Новый рисковый подход к клиентам в обиходе уже назвали «банковский светофор», так как он реализован в сервисе ЦБ «Знай своего клиента», и все юрлица и ИП занимают место в одной из групп риска «красной», «желтой» или «зеленой».
Чтобы не попасть в зону высокого риска всем субъектам экономики нужно будет проявлять бдительность: следить за рейтингом партнеров и вести бизнес прозрачно и логично.
Новый спецрежим - автоматизированная упрощенная система налогообложения.
С 1 июля 2022 года в качестве эксперимента в нескольких регионах России вводится еще один режим налогообложения, доступный для ИП и компаний. Правда в середине года начать использовать АУСН смогут пока только вновь зарегистрированные компании, перейти с другого режима не получится (только с 1 января 2023 года).
В Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан субъекты бизнеса смогут перейти на систему автоматизированной УСН, если:
- они имеют в штате не больше 5 сотрудников;
- годовой оборот не превышает 60 млн рублей,
- сумма основных средств — не более 150 млн рублей,
- в структуре предприятия нет филиалов или обособленных подразделений.
Объекта налогообложения также планируется два: «доходы» со ставкой — 8% и «доходы минус расходы» по ставке — 20% (также есть минимальный налог — 3% по аналогии с минимальным налогом на УСН).
Из преимуществ:
- освобождение от сдачи налоговой отчетности в инспекцию;
- нулевые взносы на страхование для сотрудников и ИП (уплачиваются только взносы на травматизм, но они фиксированные — 2 040 руб. в год);
- освобождение от некоторых видов налогов (на прибыль, на имущество, НДС и НДФЛ), но с рядом исключений;
- самое главное – полностью автоматизированный расчет: налоговая сама собирает данные о доходах и расходах с ККТ, уполномоченного банка или через личный кабинет налогоплательщика, и по ним рассчитывает сумму налога.
- не нужно вести налоговый учет и КУДиР.
Правительство России на полгода продлило введение реестра турагентов. Таким образом турагенты и субагенты могут до конца 2022 года работать без передачи данных о себе в федеральный перечень. Ранее предполагалось, что реестр будет сформирован до 1 июля 2022 года.
ОтветитьУдалитьДанная мера принята в качестве господдержки порядка 30 тысяч турагентов — в основном, предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206240015).