Правительство продолжает поддерживать сферу закупок в условиях санкций. Рассказываем, какие изменения в 44‑ФЗ и 223-ФЗ начнут действовать c 1 июля 2022.
Изменения в 44‑ФЗ и 223-ФЗ с 1 июля 2022 года.
Поставщики, отказавшиеся от исполнения контракта в связи с санкциями, не смогут принимать участие в закупках.
Так, поставщики, которые отказались от исполнения своих обязательств из-за наложенных на заказчика санкций и мер ограничительного характера, не смогут принять участие в закупках. Такие изменения содержит разработанное Минфином постановление Правительства РФ от 23.05.2022 № 937.
Так, обязательным требованием для участия поставщика в любых закупках по 44-ФЗ станет отсутствие информации о нем в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с его отказом от выполнения контракта из-за введённых в отношении заказчика санкций.
Такое требование при осуществлении закупки установит заказчик начиная с 1 июля 2022 года.
Считается, что это изменение будет способствовать обеспечению гарантии исполнения контракта даже в случае введения в отношении заказчика санкций, и, как следствие, позволит обеспечить его потребности.
Отметим, что Постановление № 937 применяется к закупкам, извещения и приглашения о которых размещены (направлены) после 01.07.2022, а также при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) после указанной даты.
Новое понятие в законе 223-ФЗ.
В тексте Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ с 1 июля текущего года фигурирует понятие «конкурентной закупки». Под данным термином подразумевается закупка, в рамках которой между участниками конкурентной закупки, согласными с установленными условиями участия, обеспечивается конкуренция за право заключить договор с заказчиком. При этом:
- заказчики получают право на самостоятельное определение условий проведения закупки;
- осуществление закупочной деятельности заказчиками производится по самостоятельно разработанным Планам закупок и Положениям о закупках.
Если речь идет о закрытой конкурентной закупке, приглашения на участие направляется заказчиком определенному кругу участников. В остальных случаях сведения о проведении закупки размещаются заказчиком в Единой системе (ЕИС).
Внесены изменения в Закон о контрактной системе.
С 1 июля 2022 года (Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ) срок оплаты сокращается до 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке и применяется к закупкам, опубликованным, или контрактам с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенным с 1 июля 2022 года. Такой же срок будет применяться для контрактов с субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, заключенными в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной службе.
Так же, законом № 104-ФЗ вносятся изменения в Закон о закупках юрлиц. В частности:
- Разрешается при описании предмета закупки в документации о конкурентной закупке указывать наименование страны происхождения товара.
- Устанавливается, что информация, подлежащая размещению в ЕИС в соответствии с Законом о закупках юрлиц, также размещается на официальном сайте ЕИС.
Кроме этого устанавливаются и иные нововведения в Закон о закупках юрлиц, в частности законом № 109-ФЗ вносятся следующие изменения:
- Устанавливается, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства одним из видов обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора будет не банковская,
а независимая гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, а с 1 апреля 2023 года исключительно включенная в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС. - Правительству Российской Федерации предоставляется право установить типовые формы независимой гарантии в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения договора при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Дополняется содержание извещения и (или) документации об осуществлении любой конкурентной закупки сведениями об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора (при установлении требования его предоставления).
Требования к независимой гарантии в закупках у МСП.
Независимую гарантию (НГ), которую предоставляют участники для обеспечения заявки в закупках у МСП, могут выдавать банки из перечня Минфина, госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», Евразийский банк развития и фонды содействия малому и среднему бизнесу (ч. 1 ст. 45 44-ФЗ). Кредитная организация, выдавшая гарантию, не может ее отозвать.
Независимая гарантия должна содержать:
- условие, по которому гарант обязан выплатить заказчику сумму по НГ не позднее 10 рабочих дней, если нет оснований для отказа по ГК РФ. Срок отсчитывают со дня, следующего за днем, когда гарант получил от заказчика требование о выплате.
- список документов, которые заказчик должен направить гаранту вместе с требованием об уплате, если Правительство установило такой перечень;
- указание на срок действия НГ. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания приема заявок.
Если поставщик предоставил НГ, которая не соответствует этим требованиям, заказчик может ее не принять.
Если участник уклоняется от заключения договора, не предоставляет обеспечение исполнения договора до подписания или предоставляет его с нарушениями, то заказчик получает деньги по НГ за обеспечение заявки. Условие предоставить обеспечение до подписания договора при этом должно быть в извещении (ч. 26 ст. 3.2 223-ФЗ).
Независимая гарантия, которую участники закупок для МСП предоставляют как обеспечение исполнения договора, должна соответствовать тем же требованиям, что и НГ для обеспечения заявки, кроме срока ее действия. Он не может быть менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства, который указан в извещении и документации о закупке.
Независимая гарантия не должна содержать условие, по которому заказчик представляет гаранту судебные акты, подтверждающие, что поставщик не исполнил свои обязательства по договору.
Правительство РФ вправе установить:
- типовую форму независимой гарантии;
- форму требования об оплате по ней;
- доптребования к НГ;
- перечень документов, которые заказчик предоставляет гаранту одновременно с требованием об уплате;
- особенности ведения реестра независимых гарантий (ч. 8 ст. 45 44-ФЗ) для целей 223-ФЗ.
Установлены особенности заключения и исполнения договоров, предметом которых являются строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства.
С 1 июля 2022 года (Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 104-ФЗ) результатом выполненной работы по договору, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный, реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получены заключение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.
Также в законе указано, что предметом договора могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом договора наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Расширили перечень закупок, особенности которых может определять Правительство.
До 30 июня 2022 Правительство может устанавливать особенности закупок товаров, работ и услуг из перечня ТРУ, сведения о которых не составляют гостайну, но не размещаются в ЕИС (п. 2. ч. 16 ст. 4 223-ФЗ). С 1 июля 2022 власти смогут определять особенности закупок с учетом всех пунктов части 16 статьи 4. Помимо описанного выше случая, это:
- конкурентные закупки без гостайны, сведения о которых не размещают в ЕИС;
- закупки, где в ЕИС не размещают сведения о поставщике, с которым заключен договор;
- тендеры конкретных заказчиков, закупающих определенные ТРУ. Информация о таких закупках не составляет гостайны, но не размещается в ЕИС.
Запретили заказчикам размещать на их сайтах сведения о закупках, которые нельзя публиковать в ЕИС.
Уточнения сделаны в частях 6, 7, 11 и 12 статьи 4 223-ФЗ. Сведения, которые нельзя публиковать в ЕИС, перечислены в ч. 15 ст. 4 223-ФЗ. Это:
- закупки с гостайной,
- тендеры гособоронзаказа,
- отдельные группы закупок, которые определяет Правительство по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, мы описали их выше.
Информация о закупках, которую заказчики размещают на своих сайтах, должна быть общедоступной и бесплатной (уточнили ч. 14 ст. 4 223-ФЗ).
Изменений много. Будьте внимательны, когда участвуете в закупках или выстраиваете тендерную стратегию, хорошо изучайте условия, которые устанавливает заказчик.
Комментарии
Отправить комментарий