Какие важные изменения произошли в работе самозанятых в 2023 году.

 С середины октября 2020 года льготный налоговый режим для самозанятых, более известный как налог на профессиональный доход, действует по всей стране (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Любой желающий может принять в нем участие, но с определенными условиями. О том, какие дополнения и изменения в законодательстве ожидают самозанятых в 2023 году, рассказываем в статье.

Какие важные изменения произошли в работе самозанятых в 2023 году.
Какие важные изменения произошли в работе самозанятых в 2023 году.


Для начало приведём немного статистики по итогом 2022 года.

По состоянию на конец ноября 2022 года статус самозанятого оформили 6 млн россиян, сообщил в интервью «Известиям» гендиректор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин. В декабре прошлого года эта цифра составляла 3,6 млн человек. Соответственно, за год число самозанятых увеличилось на 67%.
«Рост действительно большой. Этот тренд отчасти был прогнозируем в связи с привлекательностью режима самозанятости, например, пониженными налогами. Плюс есть тренд долгосрочного перетока работников из производственных отраслей в сферу услуг», — отметил Дмитрий Платыгин.

По его словам, с уходом иностранных компаний освободились ниши в сфере торговли и логистики, чем и воспользовался малый бизнес. В целом российский микробизнес и малый бизнес продемонстрировали гибкость, работая в условиях санкций.

«Ушли некоторые компании, которые занимались торговлей и обеспечивали логистику из европейских стран. И малый бизнес переориентировался, организовал новые цепочки поставок из азиатских стран», — рассказал он.

Компании с госучастием закупили у самозанятых продукции, услуг и работ на общую сумму 3,371 млрд рублей. Это на 211% больше, чем было по итогам 2021 года, свидетельствуют данные крупнейших заказчиков, находящихся в периметре мониторинга Корпорации МСП. По итогам 2022 года поставщиками стали 4,5 тыс. самозанятых, это более чем втрое выше показателя годом ранее.

По итогам 2022 года наиболее востребованными в системе закупок были услуги самозанятых, связанные с рекламой и исследованиями конъюнктуры рынка — 830,26 млн рублей (26,14%), проводными телекоммуникациями — 212,36 млн рублей (6,68%), зданиями и работами по их возведению — 100 млн рублей (3,15%), поддержкой исполнительских искусств — 86 млн рублей (2,71%) и непосредственно исполнительскими искусствами — 78,76 млн рублей (2,48%).

Самый высокий прирост объема закупок в 2022 году по сравнению с годом ранее был зафиксирован в таких направлениях, как юридические услуги — 31 млн рублей (рост в 128 раз), поддержка исполнительских искусств — 85 млн рублей (в 80 раз), здания и работы по их возведению — 98 млн рублей (в 55 раз).

Поможем выбрать коды ОКВЭД конкретно под ваш бизнес.

Где самозанятый может пройти бесплатное обучение?

Бесплатные курсы, мастер-классы, семинары, на которых эксперты рассказывают о том, как начать и вести бизнес, привлекать клиентов, планировать финансовые потоки, - все это доступно как для самозанятых предпринимателей с опытом, так и для новичков.

Рассказываем, где можно узнать о бесплатных образовательных мероприятиях и как на них попасть.

В специальном бесплатном сервисе «Бизнес-обучение» на МСП.РФ.

Сервис предлагает более 180 видеолекций, более 15 углубленных модулей по важным для начинающих самозанятых темам. Например, спецпрограммы Самозанятость: первые шаги предпринимателя и Самозанятость: инструкция по применению.

В «Бизнес-обучении» также доступны тематические курсы и спецпрограммы, направленные на развитие профессиональных и личностных навыков и решение конкретных проблем предпринимателей.

Портал samo-zanyatost.ru.

Здесь можно посмотреть площадки, предлагающие бесплатное обучение для предпринимателей, а также изучить рекомендации для самозанятых, в том числе в видеоформате.

Центры «Мой бизнес», созданные Минэкономразвития.

Эти центры работают во всех регионах РФ и регулярно проводят образовательные мероприятия для предпринимателей, включая самозанятых. Здесь - список сайтов и социальных сетей региональных центров.

Онлайн школа для стартапов. Практический курс для тех, кто хочет запустить IT‑продукт.

Самозанятость и защита авторских прав в интернете.

Объект интеллектуального труда – такая же ценность, как и материальная вещь. Закон защищает эксклюзивность текстов, логотипов, композиций, фотографий, созданных копирайтерами, дизайнерами, музыкантами и фотографами, в том числе самозанятыми.

В эпоху цифровизации чаще всего авторские права нарушаются в интернете. Есть несколько способов защитить их, чтобы при необходимости в судебном порядке доказать свое авторство.

Способы подтвердить свое авторство:

– отправить рукопись самому себе по почте. Рукописи или цифровые носители с произведением нужно упаковать в конверт или бандероль и отправить самому себе. Дата на почтовой печати – доказательство, что вы создали продукт до того, как кто-то решился на плагиат.

Важно: конверт или бандероль должны быть не распакованными! Они вскрываются только в суде.

Недостаток: корреспонденция может быть утеряна;

– использовать сервисы онлайн-регистрации интеллектуальной собственности. Например, Сopytrust или Nris. Эти площадки фиксируют дату регистрации произведения автором, сохраняют информацию о его существовании и предоставляют документы, подтверждающие право на объект интеллектуальной собственности, для суда.

Недостаток: более высокая стоимость, чем у почтового отправления. Цена регистрации объекта интеллектуальной собственности начинается от 100 руб. за единицу (плюс хранение произведения – от 60 коп.за 1 мегабайт в год);

– заверить у нотариуса. Нотариус выдает автору документ, подтверждающий оригинальность произведения, и точно такой же документ оставляет у себя. В случае судебного разбирательства нотариально заверенный документ имеет высокую доказательную силу.

Недостаток: еще более высокая стоимость, минимум 1500 руб.;

– зарегистрировать товарный знак. С 2023 г. самозанятые смогут регистрировать собственные бренды. Плагиаторы не так охотно крадут интеллектуальную собственность предпринимателей, имеющих товарный знак,– за это грозит штраф до 5 млн руб.

Недостаток: регистрируется товарный знак долго, до 19 месяцев.

Что делать, если зафиксирована кража продукта интеллектуальной собственности?

Нужно обращаться в суд. Процедура стандартная:

  1. фиксируете факт кражи у нотариуса,
  2. определяете ответчика (лицо, которое использовало ваш авторский объект, а также ресурс, на котором он был опубликован),
  3. составляете иск
  4. подаете иск в суд общей юрисдикции.

Школа маркетинга и продаж — онлайн-обучение продажам и интернет-продвижению с выдачей документов о дополнительном профессиональном образовании.

Как самозанятому зарегистрировать товарный знак.

Как было сказано выше, с июня 2023 г. самозанятые смогут регистрировать товарные знаки: названия, слоганы, графические изображения, логотипы. По сути, это собственный бренд. Он позволит потенциальным клиентам отличать одного предпринимателя от другого.

Какие преимущества собственный бренд дает самозанятому:

— можно продавать свою продукцию на маркетплейсах;

— можно продавать франшизу, зарабатывать еще и на этом;

— можно получить льготный кредит под залог товарного знака;

— бизнес с узнаваемым брендом стоит дороже;

— товарный знак можно передавать по наследству;

— право на компенсацию (до 5 млн руб.), если ваш товарный знак использует другой предприниматель.

На сегодняшний день регистрировать товарный знак могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), процедура регистрации для самозанятых еще не отлажена. Но порядок не будет слишком отличаться от процедуры регистрации для ИП и юрлиц.

Убедитесь, что выбранный вами товарный знак не зарегистрировал другой предприниматель. Это можно сделать на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) или Роспатента .

Если выбранный бренд уникален, его можно регистрировать в Роспатенте или в ФИПСе – предприниматель самостоятельно подает соответствующее заявление или обращается за помощью к посреднику (юрист обязательно должен быть сертифицированным, здесь список патентных поверенных).

Полный список документов, необходимых для регистрации товарного знака самозанятым, опубликован на «Госуслугах».

Оплатите госпошлины (их размер для самозанятых сейчас не известен). Юрлица и ИП платят 3500 руб. за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе, 11 500 руб. за проверку на тождество и сходство в одном классе, 16000 руб. за саму регистрацию и 2000 руб. за выдачу свидетельства.

Срок регистрации бренда составляет до 19 месяцев.

Срок действия товарного знака ограничен 10 годами, затем его нужно продлевать (неоднократное количество раз).

Квалифицированная электронная подпись для решения основных задач бизнеса.

Как самозанятый может участвовать в закупках крупных госкомпаний?

Порядок проведения госзакупок регулируют два закона – 223-ФЗ и 44-ФЗ. По последнему самозанятые могли участвовать в тендерах как физические лица. С 2020 года вы как самозанятый можете участвовать в закупках на тех же условиях, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.

А именно, получаете:

  • право на получение оплаты за заказ в течение 15 рабочих дней;
  • возможность получить банковской гарантии или займа на обеспечение контракта;
  • плату 2% от начальной максимальной цены в случае победы в тендере.

Важно, что часть закупок доступны только представителям малого и среднего бизнеса и, соответственно, самозанятым.

Поиск госзаказов и ведение документооборота с заказчиками осуществляется через электронные торги — для этого нужна электронная подпись.

Аккредитация на государственной платформе, где предпринимателям оказывается помощь в поиске госзакупок, подаче заявок (чтобы стать поставщиком), заключении договоров и защиты интересов.

Вход на платформу осуществляется через логин и пароль от Госуслуг.

Кроме того, здесь – опубликован список площадок, утвержденных правительством.

Теперь можно искать заказы и оставлять заявки. На бесплатном агрегаторе витрина закупок малого объема публикуются заказы более 600 крупных заказчиков. Если заказчик заинтересуется вашим предложением, он ответит, что вы выиграли тендер.

Важно: вы должны выполнить те условия (объем работы, дедлайн), которые указаны в заявке.

Есть ли ограничения?

Их несколько.

  • Годовой заработок самозанятого не может быть выше 2,4 млн руб. Если превысить этот потолок, статус самозанятого и, соответственно, специальный налоговый режим использовать будет невозможно до конца отчетного периода. Это значит, что вместо 6% с дохода будет взиматься НДФЛ в 13%.
  • Самозанятые не могут участвовать в тех тендерах, где максимальная стоимость контракта превышает 20 млн руб.
  • Нельзя участвовать в госзакупках, связанных с перепродажей товара, и в тех, где для выполнения работ требуется лицензия.

Сервис для поиска коммерческих и государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сервис берет на себя часть ежедневной рутины и облегчает работу с закупками.

Какие меры государственной поддержки доступны для самозанятых в 2023 году.

Налоговый вычет 10 000 руб. от государства.

Благодаря этой мере поддержки, вы будете платить налоги по льготным ставкам, пока бонусные 10 000 руб. не будут израсходованы. С доходов, полученных от заказчика-физлица, налоговая начислит вам 3% вместо 4%, а с доходов, полученных от ИП и компаний — 5% вместо обычных 6%.

Кредиты на развитие бизнеса.

По программе «1764» вы можете получить до 10 млн руб. на 3 года по льготной ставке, если работаете в одной из приоритетных отраслей экономики:

  • образовании,
  • здравоохранении,
  • торговле,
  • ресторанном бизнесе,
  • внутреннем туризме,
  • науке,
  • сельском хозяйстве,
  • обрабатывающей промышленности.

Ставка кредита по программе не может превышать ключевую ставку ЦБ не более чем на 2,75%, Программа действует до 2024 года.

Бесплатное рабочее место в коворкинге.

Вы можете получить бесплатное рабочее место в коворкинге — помещении с мебелью, офисной техникой и доступом в Интернет. Достаточно принести свой компьютер, и можно работать. В лидерах по обеспечению предпринимателей такими рабочими местами — Москва и Московская область, Самарская область, Татарстан, Сочи.

Сервис для удаленного подключения к компьютерам простым и удобным способом.

Льготная аренда офисов.

Обратитесь в центр «Мой бизнес» в вашем регионе, чтобы получить скидку на аренду офиса. В первый год аренда для вас может составить всего треть от полной оплаты.

Кредиты и субсидии самозанятым фермерам.

Если вы как самозанятый ведете личное подсобное хозяйство, то можете получить кредит с господдержкой по ставке до 5% годовых на срок до 12 лет. Эти деньги можно вложить в обустройство мини-ферм, покупку семян, животных и кормов. Обязательное условие выдачи кредита — отсутствие налоговой задолженности.

На региональном уровне вы можете получить субсидию на производство определенного продукта – молока, мяса, картофеля, овощей.

Размер субсидий назначает каждый регион индивидуально. Выплата одноразовая, заявку можно оформить через «Госуслуги» или обратившись лично либо через законного представителя в муниципальные органы.

Бесплатное обучение, консультации и продвижение.

Справочно-правовой сервис. В нём есть все, что нужно для ежедневной работы: законодательство, экспертные материалы, консультации, формы, справочники и сервисы.

Как составить договор между юридическим лицом и самозанятым.

Если хотите оформить отношения с компанией или организацией любой формы собственности, вам как самозанятому подойдет только договор гражданско-правового характера.

Нельзя составлять ГПХ с бывшим работодателем, если вы уволились меньше двух лет назад — такой договор будет считаться трудовым, а вознаграждение по нему будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами, а не налогом на профессиональный доход.

По закону договор самозанятому составлять не обязательно. Но в спорной ситуации именно на договор вы сможете ссылаться, чтобы защитить свои права — например, когда вы оказали услугу, а заказчик не хочет платить.

Перед тем, как составить договор, определите его тип. К договорам ГПХ относятся такие договоры:

  • подряда;
  • возмездного оказания услуг;
  • авторского заказа;
  • перевозки;
  • транспортной экспедиции;
  • хранения; поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

Можно использовать шаблон стандартного договора ГПХ подходящего типа, дополнив его специфическими условиями, связанные со статусом самозанятого: например, что оплата налогов на стороне исполнителя, и что он должен предоставить заказчику чек после получения платежа.

Вот что должно быть в договоре:

  • Название договора и его номер.
  • Дата и место составления.
  • Сведения о сторонах договора с указанием статуса исполнителя как плательщика НПД.

Например: Иванова Ольга Ивановна, зарегистрирована в ФНС в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в соответствии с ФЗ от 27.11.2018 №422-ФЗ , именуемая в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора Сидорова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе и по отдельности именуемые «Стороны», заключили настоящий договор возмездного оказания услуг (далее – Договор) о нижеследующем.

  • Предмет договора. Здесь перечисляются услуги, которые должен оказать исполнитель, их объем, сроки и другие детали. Пропишите дату начала работ и срок их завершения. Опишите требования к качеству выполняемых работ, чтобы при урегулировании споров можно было на него ссылаться.
  • Права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение условий договора.
  • Стоимость услуг и порядок расчетов. При каких условиях и сколько заплатит заказчик, как и в какие сроки это будет сделано. Пропишите отдельным пунктом, что исполнитель — плательщик НПД, предоставляет заказчику чек и сам платит налог.
  • Порядок сдачи и приема выполненной работы или оказанной услуги. Сюда необходимо включить пункт о подписании соответствующего акта или другого установленного сторонами документа.
  • Порядок разрешения споров.
  • Сроки действия договора.
  • Реквизиты и подписи сторон. Самозанятый предоставляет свой реестровый номер как плательщика НПД, а также все необходимые реквизиты: паспортные данные, адрес, информацию о расчетном счете.

Юридические лица довольно часто предоставляют собственный вариант договора с самозанятым. Его можно использовать, если в нем есть перечисленные пункты и детали, но помните о свободе договора.

Если планируете неоднократно сотрудничать с заказчиком, заранее договоритесь о гибкой системе оплаты, которая подразумевает разный объем работ и стоимость — у проверяющих органов могут возникнуть вопросы, если вы будете получать одинаковую ежемесячную сумму, как зарплату.

Сервис электронного документооборота с физическими лицами и самозанятыми. Клиенты сервиса удаленно получают НЭП (неквалифицированную электронную подпись) и обмениваются юридически значимыми документами.

Какие социальные гарантии доступны самозанятым в 2023 году.

Самозанятость можно совмещать с работой по найму и таким образом сохранить все социальные гарантии, доступные наемному работнику: работодатель будет по-прежнему делать за вас отчисления в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Если вы работаете только как самозанятый, то вы освобождены от необходимости делать обязательные взносы в ПФР и ФСС. Это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку.

Обратная сторона медали — пенсия не копится и оплачиваемый больничный или отпуск вам не положен, в том числе отпуск по уходу за ребенком, если собрались в декрет.

Это не значит, что как самозанятый вы не сможете бесплатно лечиться: ОМС уже включено в расчёт налога на профессиональную деятельность, так что вы можете получать медобслуживание в государственных поликлиниках и больницах.

А вот чтобы на самозанятости копить на пенсию и пользоваться ДМС, надо приложить усилия. Рассказываем, как это можно сделать.

Как накопить на пенсию?

Вы можете платить взносы в ПФР добровольно. Для этого нужно подать заявление в  ПФР — лично или через приложение «Мой налог»: в нем перейдите на  вкладку «Прочее» и выберите в списке «Пенсионное страхование». Платить взносы в ПФР можно также в приложении «Мой налог» — частями или внести сразу всю сумму за год.

Вместо ПФР вы можете выбрать любой негосударственный пенсионный фонд и платить взносы туда. Для этого заключите договор с выбранным фондом — обычно это можно сделать на сайте или в офисе финансовой организации.

Страховой стаж начнет начисляться с момента подачи заявления. Для того, чтобы получать пенсию, нужно набрать не менее 15 лет стажа и 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента — эти баллы начисляются в зависимости от величины взносов в пенсионный фонд.

Размер минимального страхового платежа зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) и считается по формуле:

МРОТ ✕ 22% ✕ 12 месяцев.

В 2023 году МРОТ составит 16 242 руб., соответственно за год надо будет перевести в пенсионный фонд 42 878,88 руб. Если заплатить меньше, в стаж тоже будет зачтено меньше. Например, если заплатите половину нужной суммы, то в стаж пойдут полгода, а не год.

Как уйти на больничный или в декрет?

Чтобы получать пособие по временной нетрудоспособности, можно подать заявление в Фонд социального страхования — лично или через Госуслуги — и добровольно платить страховые взносы, из которых вам будут выплачивать больничные и декретные.

Размер страховых взносов привязан к минимальному размеру оплаты труда и считается по формуле:

МРОТ ✕ 2,9% ✕ 12 месяцев.

В 2023 году МРОТ составит 16 242 руб., соответственно за год надо будет перевести в ФСС 5652,216 руб.

Имеет смысл делать добровольные взносы в ФСС тем, кто планирует детей: если самозанятая в прошлом календарном году поменяла статус на ИП и оплатила весь годовой взнос в ФСС, ей начислят пособие за весь декретный отпуск в размере 100% от среднего заработка.

В 2023 году по предложению Минтруда хотят законодательно разрешить самозанятым физлицам добровольно платить в Фонд социального страхования без необходимости регистрировать ИП.

Сумма взноса при этом сильно увеличится, так как будет зависеть не от МРОТ, а от установленного государством базового дохода самозанятого. Сумма взноса для самозанятых будет считаться по формуле:

базовый доход ✕ 3,84% ✕ 12 месяцев

В 2023 году самозанятые физлица, которые регистрируются в ФСС, должны будут заплатить 14 976 руб. взносов за год.

Размер выплаты по больничному листу будет зависеть от общего стажа самозанятого с учетом его работы по трудовым договорам в других организациях и периода уплаты взносов. Максимальный размер выплаты в первый год страхования – от 12 000 до 22 000 руб.

Самозанятые смогут подать заявление в ФСС в приложении «Мой налог» и платить взносы там же, по аналогии с добровольными взносами в ПФР.

Система электронной отчетности. Есть возможность взаимодействовать с контролирующими органами, не покидая рабочего места.

Как самозанятому получать оплату за свои услуги.

Как самозанятый вы можете получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — от компаний и ИП.

Ваша обязанность как самозанятого — рассказать о полученном доходе ФНС, зарегистрировав продажу в приложении «Мой налог» или личном кабинете самозанятого на сайте ФНС, и в следующем месяце с 9 по 28 число заплатить с этого дохода налог, который за вас автоматически рассчитает налоговая — это также делается в приложении Мой налог или в личном кабинете самозанятого. Для самозанятых закон упростил процесс получения платы за услуги — здесь расскажем обо всех нюансах.

Как самозанятому выставлять счета?

По закону самозанятый не обязан выставлять счет на оплату заказчику — вы можете работать и без него. Но заказчики-юридические лица иногда просят счет: он нужен для бухгалтерии.

Проще всего выставлять счета через приложение «Мой налог». Как это сделать:

На главном экране нажмите на «Прочее», затем на вкладку «Платежи».

В разделе «Получение средств» настройте способ получения денег за ваши услуги:

— по расчетному счету, если принимаете заказы от юридических лиц;— по номеру телефона, если принимаете заказы от физических лиц.

Вернитесь на главный экран. Нажмите «Новая продажа».

Заполните поле «Наименование товара/услуги» — какую работу вы выполнили. В законе нет четких требований по заполнению этого поля — просто опишите как можно более четко и конкретно, за что получили деньги. Если заключали с заказчиком договор, обязательно укажите номер договора и число заключения.

Заполните «Стоимость» — сколько вам должны заплатить.

Выберите, кому платите — физическому или юридическому лицу. Если выбрали юридическое лицо, появятся новые поля — ИНН и название организации, их надо заполнить.

Нажмите на «Выдать счет». Если в предыдущем шаге выбрали юрлицо, больше ничего делать не нужно — перед вами готовый счет на оплату. Можете сохранить его в PDF или сразу отправить заказчику, нажав на синюю кнопку с тремя точками. Если выбрали физлицо, укажите ФИО заказчика и его e-mail или телефон. Затем нажмите «Сохранить». На экране появится сформированный счет на оплату. Его также можно сохранить в PDF или сразу отправить заказчику.

Счет на оплату не заменяет чек — он не учитывается при расчете налога, ведь деньги от заказчика еще не получены. Когда заказчик оплатит работу, и деньги поступят к вам, откройте в приложении «Мой налог» нужный счет на оплату, нажмите на кнопку с тремя точками и выберите в меню «Создать чек». В приложении добавится новая продажа — по сумме поступления в следующем месяце будет рассчитан налог.

Другой способ выставить счет — скачать шаблон счета на оплату в Интернете, заполнить его, сохранить в PDF и отправить заказчику.

Как самозанятому принимать деньги наличными?

Как самозанятый вы можете принимать оплату любым удобным способом, в том числе наличными — это право отражено в законе (ФЗ от 27.11.2018 №422-ФЗ).

Если с вами расплатились наличными:

Сразу задекларируйте сумму в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Вот как это сделать:

Нажмите на кнопку «Новая продажа».
Выберите дату продажи, нажав на значок календаря справа от поля даты. По умолчанию в поле даты будет стоять сегодняшнее число. Указывайте фактическую дату поступления денег.
Заполните поле «Наименование товара/услуги». Просто опишите как можно более четко и конкретно, за что получили деньги. Если заключали с заказчиком договор, обязательно укажите номер договора и число заключения.
Вбейте полную сумму продажи в поле «Стоимость».
Если заказчик физическое лицо, больше ничего заполнять не нужно — нажмите на «Выдать чек». Вы сможете сохранить чек и переслать его заказчику для отчетности.
Если заказчик юридическое лицо, понадобится ИНН и название компании — эти поля появятся после нажатия на кнопку «Юридическому лицу или ИП». Заполните их нажмите на «Выдать чек».

Выдайте сформированный в приложении чек заказчику (покупателю) — в приложении на экране со сформированным чеком нажмите на кнопку «Отправить» и выберите одну из опций: можно отправить ссылку на чек или изображение чека в мессенджер или по почте. Также можно сохранить чек на свое устройство и распечатать его.

Налоговая сама посчитает общую сумму дохода с учетом наличных платежей и налог по ней — сумма налога появится в приложении «Мой налог» между 9 и 12 числом следующего месяца. Вы должны заплатить налог до 28 числа — проще всего на главном экране в приложении нажать на красную кнопку «Оплатить». Если удобнее платить наличными, можете сформировать в приложении квитанцию на оплату и заплатить по ней наличными в отделении банка.

Может ли самозанятый аннулировать и перевыставить чек?

Да, может. Аннулировать уже выставленный чек или заново выставить его можно через приложение «Мой налог». Размер налога будет скорректирован в следующем месяце. Через приложение можно аннулировать чек даже на сумму, полученную за год до момента пересмотра.

Алгоритм следующий:

В приложении «Мой налог» найдите нужный чек в разделе «Чеки».

Откройте чек и нажмите на круглую синюю кнопку с тремя точками — в выпадающем меню выберите нужное действие: аннулировать или повторить.

Если выбрали «Аннулировать», приложение предложит вам выбрать причину:

  1. «Возврат денежных средств» подойдет, если вы вернули деньги, полученные в счет оплаты или предоплаты. Например, репетитор получил от ученика предоплату за занятие, но заболел и вернул деньги.
  2. «Чек сформирован ошибочно» подойдет, если вы указали неверную сумму при формировании чека. После этого просто составляете новый чек с правильной суммой. Обратите внимание: менять можно только размер перечисляемых за услугу или товар средств.

Например, мастер по ремонту починил стиральную машину, однако после этого владелец бытовой техники попросил его еще и принтер заправить и настроить, что и было выполнено. Стоимость предоставленных услуг увеличилась, поэтому самозанятый мастер может аннулировать старый чек и выставить новый.

Когда нельзя аннулировать чеки?

Если при формировании чека вы ошиблись в дате и хотите отменить чек, то согласно Налоговому кодексу вам будет начислен штраф по статье 128.13 НК РФ за нарушение сроков и порядка передачи сведений в налоговый орган. За первое подобное нарушение – 20% от суммы расчета, в случае повторного (за полгода) – до 100%. Закон требует от самозанятых формировать чеки в момент расчета. За нарушение этого правила наступают последствия даже при аннулировании доходов.

Сервис автоматической проверки клиентов и транзакций на признаки обналичивания (автоматизация проверки клиентов по 115-ФЗ).

Все о налогах для самозанятых.

Как самозанятый вы можете брать заказы у частных лиц и компаний. Вы будете самостоятельно формировать чеки с каждой продажи в приложении или личном кабинете на сайте ФНС, а в следующем месяце платить налоги с полученного дохода. Бухгалтер или кассовое оборудование для этого не понадобятся, достаточно знать несколько базовых принципов.

Как платить налог самозанятому?

На НПД фиксированная налоговая ставка - 4% от суммы заказа, если заказчик частное лицо, 6%, если это ИП или компания.

Приложение «Мой налог» автоматически рассчитывает сумму налога за прошлый месяц. Налог будет рассчитан по сумме зафиксированных в приложении продаж.

С 2023 года в результате введения единого налога срок уплаты налога для самозанятых перенесли на 28-е число месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.

После того, как заказчик оплатил ваши услуги, зафиксируйте продажу в приложении «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ФНС. Фиксировать нужно как безналичную оплату, так и оплату наличными.

Чтобы оплатить налог в приложении:

  • Добавьте банковскую карту, с которой будете платить налоги. Для этого на вкладке «Прочее» выберите «Платежи» и нажмите «Добавить карту». Система спишет со счета и сразу вернет 1 рубль - это нужно для проверки правильности указанных платежных данных.
  • Когда приложение рассчитает сумму налога, на главном экране нажмите на красную плашку «Оплатить».
  • Чтобы точно не забыть заплатить налоги вовремя, можно настроить автоплатеж, нужная сумма будет списываться со счета автоматически. Для этого достаточно на вкладке «Платежи» нажать на иконку стрелочки и затем на большую кнопку «Подключить».

Чтобы оплатить налог в личном кабинете на сайте ФНС:

  • Добавьте банковскую карту, с которой будете платить налоги. Для этого перейдите в Настройки и на вкладке Платежная информация нажмите «Добавить карту». Система спишет со счета и сразу вернет 1 рубль - это нужно для проверки правильности указанных платежных данных.
  • Дальше процесс такой же, как в приложении. Когда сервис рассчитает сумму налога, на главном экране нажмите на красную плашку «Оплатить».
  • При желании можно настроить автоплатеж, для этого достаточно кликнуть на переключатель «Автоплатежа» на вкладке «Платежной информации».

Что делать, если самозанятый превысил годовой лимит дохода в 2,4 млн руб.?

Если ваш доход превысил установленный законом предел в 2,4 млн руб., ФНС снимет вас с учета как самозанятого и через 20 дней автоматически переведёт вас на общую систему налогообложения - ОСНО. Вы должны будете заплатить налог как самозанятый на сумму до 2,4 млн руб., а всё, что сверх этой суммы, будет рассчитано по ставке налога на ОСНО. Это не выгодно: на ОСНО нужно платить 13% НДФЛ и 20% НДС.

Чтобы сэкономить, можно в течение 20 дней подать заявку на переход на упрощенную систему налогообложения — УСН. По УСН вы заплатите от 1 до 6% с суммы, которую заработали сверх 2,4 млн руб. в зависимости от вашего региона, НДС и НДФЛ платить не нужно. Чтобы перейти на УСН, подайте в налоговую уведомление по форме 26.2–1.

Для Москвы, Московской области, Калужской области и республики Татарстан есть ещё вариант перейти на АУСН, там ставка 8%, налог рассчитывается автоматически, а НДС и НДФЛ платить не нужно. Но переход на АУСН возможен только в начале следующего года, то есть если заработали больше 2,4 млн руб. уже к середине года, этот режим вам не подойдет.

Если хотите сохранить свой статус самозанятого, то единственный выход - следить за общим доходом и прекратить принимать платежи до того, как превысите лимит. Возобновить прием платежей можно будет с начала следующего года.

Сервис, который позволяет автоматизировать получение ранней оплаты от покупателя поставщику.

Кто не может стать самозанятым в 2023 году.

Самозанятыми не могут стать:

  • граждане, чей доход превышает 2,4 млн руб. в год;
  • предприниматели, у которых в штате есть сотрудники или помощники по трудовому договору;
  • адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, медиаторы;
  • государственные служащие (за исключением тех, кто сдаёт недвижимость в аренду);
  • граждане, занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых;
  • владельцы нежилой недвижимости (такой, как апартаменты, офисы, склады, машино-места и гаражи), сдающие ее в аренду;
  • лица, которые занимаются продажей подакцизных и маркируемых товаров (алкоголь, табак, топливо, одежда, обувь);
  • посредники, перепродающие товары и имущественные права (разрешается продавать только собственную продукцию);
  • граждане, предоставляющие услуги доставки (есть исключение: статус самозанятого можно получить, если при оплате доставляемой продукции используется касса, зарегистрированная на продавца);
  • посредники, которые оказывают агентские, комиссионные и поручительные услуги по договорам (кроме опять же курьеров, использующих кассу, зарегистрированную на продавца).

Граждане, подпадающие под эти категории, должны использовать иные налоговые режимы. Для всех остальных льготный налоговый режим доступен, и как было сказано в начале статьи, уже около 6 млн россиян имеют статус самозанятого, подсчитали в Федеральной налоговой службе.

Зарегистрироваться плательщику налога на профессиональную деятельность просто, нужно лишь скачать приложение «Мой налог».

Бесплатная регистрация бизнеса за 3 дня. ИП или ООО.

Источник.

Так же по теме читайте:

Нужно ли самозанятому подтвердить доход для получения «детского» пособия.

Самозанятые и пособия на ребенка.

Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан: обзор основных моментов.

Налог на профессиональный доход: новые возможности для самозанятых.


Комментарии