Подмена трудовых отношений при заключении договоров с самозанятыми: как работодателям избежать рисков.
С введением специального режима «Налог на профессиональный доход» (НПД) зафиксированы случаи, когда работодатели, пытаясь сократить расходы по уплате налога на доходы физлиц и страховых взносов, предлагают своим сотрудникам стать самозанятыми – плательщиками НПД. В статье расскажем, какие признаки подмены трудового договора самозанятостью будут искать налоговики и чем докажут.
Подмена трудовых отношений при заключении договоров с самозанятыми: как работодателям избежать рисков. |
Преимущества и риски при работе с самозанятыми.
Нанимать самозанятых по гражданско-правовым соглашениям работодателям выгоднее, чем штатных сотрудников по трудовым договорам. Это дает серьезную экономию по НДФЛ и страховым взносам: за самозанятых их не нужно платить и сдавать отчетность.
Как налоговая раскрывает схему маскировки трудовых отношений отношениями с самозанятыми, разъясняется на сайте ФНС.
На вооружении у налоговиков есть специальная скоринговая система, которая в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены одного вида правоотношений другим. Она анализирует периодичность и источники выплат, взаимосвязь самозанятых, их клиентов и бывших работодателей. По результатам этого анализа организации, имеющие признаки нарушений, попадают в группу риска.
Попавших под прицел налоговики сначала информируют о выявленных признаках нарушений. Как сообщает ФНС, уже на этом этапе около 10% организаций признают нарушения и добровольно уточняют свои налоговые обязательства. Многие в последующем отказываются от незаконных схем. В отношении попавших в группу риска организаций, которые приняли решение не уточнять свои обязательства после получения информационных писем, налоговые органы проводят контрольные мероприятия, в том числе совместно с трудовой инспекцией.
Подмена трудовых отношений договорами с самозанятыми несёт серьёзные риски для работодателя:
- гражданско-правовые отношения переквалифицируется в трудовые, представители ФНС работодателя доначислить НДФЛ и страховые взносы за всё время действия договора;
- установят факт искажения сведений о хозяйственной деятельности и аннулируют уменьшение налоговой базы, согласно ст. 54.1 НК РФ;
- оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ (для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей).
При этом новый документ даёт право ФНС самостоятельно изменять юридическую квалификацию сделок, если дело касается незаконного уменьшения суммы налогов и взносов.
Сформировать платежки на уплату НДФЛ и взносов с актуальными реквизитами. Попробовать бесплатно.
Признаки подмены трудового договора самозанятостью.
Признаки подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД приведены в письмах ФНС от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674@, от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@. Такими признаками являются:
1. Организационная зависимость плательщика НПД от своего заказчика, то есть:
- регистрация физлица в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
- закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика);
- отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);
- договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
- заказчик распределяет плательщиков НПД по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
- заказчик определяет режим работы плательщика НПД, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
- работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу плательщика НПД на объекте (администраторы объектов);
- договорами возложена материальная ответственность на фактического исполнителя работ и др.
2. Инфраструктурная зависимость плательщика НПД от заказчика, то есть плательщик НПД выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием заказчика.
3. Порядок оплаты услуг плательщику НПД и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному ТК РФ:
- договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата труда;
- в течение календарного года размер вознаграждения не меняется (необходимо учитывать, что формирование вознаграждения за фактически отработанные дни противоречит правилам вознаграждения по договорам гражданско-правового характера).
Указанные признаки характеризуют плательщика НПД как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.
ФНС дополнительно приводит такие признаки, как:
- продолжительность или постоянство работы с организацией, то есть использование работодателем труда самозанятого три и более месяца подряд;
- единственный источник дохода — подтвержается формирование самозанятыми чеков с одним и тем же заказчиком-работодателем на протяжении всего времени работы самозанятого;
- массовая постановка на учет и массовые регистрации дохода — они указывают на то, что заказчик работ, он же работодатель, организовывает процедуру регистрации для работников в качестве налогоплательщика НПД. Используя при регистрации один адрес электронной почты для всех работников, а также одно техническое средство для формирования чеков;
- наличие групповых переходов — сигнализирует о фактах перехода работников из одной организации в другую, но уже в качестве самозанятых. При этом одна организация подконтрольна другой организации и др.
Проверить работника или самозанятого на долги и судимости.
Из письма ФНС от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674@ следует, что наличие трудовых отношений контролеры будут выявлять, анализируя в ходе камеральных проверок:
- письменные доказательства (например, оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу);
- кадровые документы (графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, возложении на него обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника);
- расчетные листы по зарплате, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника;
- документы хозяйственной деятельности работодателя (заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте);
- документы по охране труда (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда), свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и др.
Выявлять признаки трудовых отношений с самозанятыми и собирать доказательства будут с учетом положений ст. 54.1 НК РФ. ФНС считает это правомерным.
Насторожиться нужно и тем, кто сотрудничает с ИП. В письме № ЕА-4-15/4674@ речь идет и про них тоже.
Составляйте договоры ГПХ по готовым шаблонам. Составить бесплатно.
Как работать с самозанятыми, чтобы избежать риска и ответственности?
- Не следует заключать договор с самозанятым, который ранее был штатным сотрудником (должно пройти не менее двух лет). Если по разным причинам штатный сотрудник после увольнения оказывает услуги, то можно его перевести на обычный ГПХ.
- Оформлять договор с самозанятым только в том случае, если действительно планируется пользоваться его услугами, а не иметь с ним постоянные трудовые отношения.
- В договоре с самозанятым не должно быть признаков трудовых отношений — установленного графика работы, обязанности работать на территории работодателя и соблюдать внутренний распорядок, прописанной дисциплинарной ответственности и социальных гарантий и т. д.
- Самозанятый должен получать оплату за результат, а не за процесс.
- Следует оформлять акты о выполненных работах и чётко прописывать в них, за что произведена оплата.
- За каждую оплату необходимо запрашивать у самозанятого чек из приложения «Мой налог».
Бесплатно сдать отчетность во все контролирующие органы через оператора ЭДО.
Как составить договор с самозанятым.
Специальных правил не установлено. Поэтому нужно применять те же положения, что и при оформлении сделки с обычным физлицом или ИП.
Нужно ли включить в договор пункт о том, что контрагент имеет статус самозанятого? Этого не требует ни один нормативный акт. В том числе, это не нужно для цели освобождения выплат по договору от НДФЛ и страховых взносов. Основанием для такого освобождения является чек, выданный самозанятым (п. 8 ст. 2 и п. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ). В то же время прямое указание в договоре на самозанятость исполнителя может стать дополнительной гарантией того, что у налоговиков не возникнет вопросов об удержании НДФЛ с выплат по договору. Поэтому, мы все же рекомендуем отметить, что контрагент является плательщиком НПД. Не лишним будет и привести реквизиты справки о постановке на учет, подтверждающей этот факт.
Также не требуется включать в договор условие о том, что самозанятый обязан составлять и направлять чеки. Порядок подтверждения расчетов с плательщиками НПД детально урегулирован Законом № 422-ФЗ. И этот порядок нельзя изменить по соглашению сторон.
Заключение и подписание договора с плательщиком налога на профдоход также подчиняется общим правилам. Это значит, что соглашение можно оформить как в виде одного документа, подписанного сторонами, так и путем обмена документами с помощью почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В том числе, это могут быть скан-копии договора, направленные по электронной почте (постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.04.14 № Ф03-1251/2014 по делу № А37-1143/2013). Или просто электронные письма, где изложены условия договора (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.12 по делу № А53-11601/2011 и от 12.04.11 по делу № А63-4698/2010).
Чтобы завизировать договор удаленно, можно использовать электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Если применяется квалифицированная ЭП, то подписанные ею документы будут иметь юридическую силу на основании положений закона. В остальных случаях потребуется дополнительное соглашение сторон (ст. 6 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час.
Еще один важный момент: при заключении договора путем обмена документами, в том числе электронными, необходимо установить их авторство (п. 1 ст. 160 ГК РФ). То есть сторона договора, поучившая документ, должна быть убеждена, что он поступил от другой стороны. Для этого в соглашении об электронном документообороте указываются адреса электронной почты, с которых контрагенты могут отправлять друг другу юридически значимые сообщения. Также подтвердить авторство можно путем просмотра метаданных в документе или телефонограммой отправителя. Добавим, что если документ завизирован квалифицированной или неквалифицированной ЭП, то вопросов с авторством не возникает, так как эти виды подписей позволяют достоверно определить лицо, подписавшее документ (п. 3 и 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Внимание!
Для обмена электронными документами с самозанятыми исполнителями удобно использовать специальный сервис Контур.Сайн. В нем можно бесплатно оформить усиленную неквалифицированную электронную подпись. Она позволяет подписывать юридически значимые электронные документы, которые можно пересылать через Контур.Сайн без дублирования на бумаге.
Зарегистрироваться в Контур.Сайн и начать обмен документами. Входящие бесплатно.
При необходимости в договор можно включить различные приложения — детальные описания заданий, формы отчетных документов (актов, заявок) и т.п. Приложения составляются в письменной форме и подписываются в том же порядке, что и сам договор. При этом не лишним будет упомянуть о них в тексте самого договора. Подобное оформление позволит избежать споров о действительности приложений.
Главный момент, на который нужно обратить внимание, — правильное и своевременное оформление чеков. Закон № 422-ФЗ в этой части весьма строг: самозанятый должен составить и передать чек в момент расчета, если заказчик расплатился наличными или с использованием электронного средства платежа (например, банковской картой). При иных формах расчетов — не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведен расчет (п. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ).
Таким образом, при обычных безналичных перечислениях в пользу самозанятого чек должен поступить заказчику не позднее 9 числа следующего месяца, а если это число выпадает на выходной — не позднее следующего за ним рабочего дня.
Важно
Чек, составленный раньше или позже срока, установленного Законом № 422-ФЗ, не может подтверждать расходы.
Чек формируется в приложении «Мой налог». Там же самозанятый может оформить счет на оплату (письмо ФНС от 13.01.23 № ЗГ-3-20/319@). А чтобы подтвердить факт выполнения работ составляется «закрывающий» акт или другой документ.
Удобный сервис для ведения бухгалтерского, кадрового и налогового учёта в одном окне.
Так же по теме см:
Комментарии
Отправить комментарий